пятница, 9 июля 2021 г.

Социальные лифты и фильтры

 Общество не однородно, не гомогенно, в нём объективно существует деление людей на группы (подмножества, классы) по тем или иным характеристическим свойствам: уровню благосостояния, образованности, месте в общественном производстве, роду занятий, возрасту, полу, расе, национальности, языку и т. д.

Среди характеристических свойств есть такие, что, взятые за основание деления, дают непересекающиеся классы, выстраивающиеся в иерархию, которые схематично можно представить в виде горизонтальных слоёв один над другим — социальных слоёв (или страт). Чем к более высокому социальному слою принадлежит человек, тем, говорят, выше его социальное положение (социальный статус).

Социальная стратификация
Социальная стратификация

Критерии, по которым общество делится на социальные слои: профессия (дворники, поломойки расположены ниже, а врачи, учителя — выше), уровень доходов (нищие, малоимущие, "средний класс"...), обладание властью (подчинённые и начальники, чиновники, депутаты разных уровней государственной власти) и т. д. Эти критерии не являются независимыми, между ними наблюдается связь. Так, у дворников, поломоек и уровень доходов, границы свободы в принятии решений и, соответственно последствия их профессиональных действий не так велики, как, например, у мэра или главы РЖД. В Соединённых Штатах Америки в своё время была положительная релевантность между цветом кожи человека и его нахождением внизу социальной иерархии: чернокожим было невозможно или очень трудно попасть в высшие слои общества. В рабовладельческом строе рабовладельцы стояли выше рабов, при капитализме хозяева средств производства стоят выше пролетариев.

Социальная пирамида в Древнем Египте
Социальная пирамида в Древнем Египте

Чем выше слой, тем его объём меньше: академиков меньше, чем докторов наук, докторов меньше, чем кандидатов наук, людей с высшим образованием меньше, чем со средним...; миллиардеров меньше, чем миллионеров, миллионеров меньше, чем людей, живущих от зарплаты до зарплаты. Получается не слоёный пирог, а пирамида, сужающаяся кверху (если не брать во внимание «социальное дно» из нищих, бездомных, опустившихся наркоманов и других подобных асоциальных элементов, численность которого обычно мала). Это объясняется тем, что система управления, принятия решений устроена иерархически: над многими рабочими чуть меньше бригадиров, над бригадирами ещё меньше начальников цехов, над начальниками цехов ещё меньше главных инженеров, над ними совсем мало директоров... вице-премьеров меньше, чем министров, а премьер-министр в стране — в одном экземпляре.

Социальная пирамида при капитализме
Социальная пирамида при капитализме

Не будем говорить об иерархии в будущем пост-капиталистическом обществе (будет ли она вообще, а если будет, то какой, на чём основанной: исторически мы видим процессы ликвидации сословий, размывания социальных границ, демократизации), остановимся на сегодняшнем дне. В товарно-рыночной экономике размер оплаты труда и доходов прямо пропорционален высоте положения на социальной вертикали. Человек обычно стремится оказаться повыше — это поднимает его социальный статус. И дело не только в том, что те, кто находятся выше, живут лучше материально, но и в так называемом моральном удовлетворении — ощущении своей значимости для общества, престиже (приносить людям пользу и видеть ответную реакцию). В СССР были доски почёта, грамоты, звания героев социалистического труда и пр., медаль "ударник пятилетки". Заметим, что не всякое стремление подняться в социальной иерархии, даже не связанное с корыстью, является нравственным: бывает ещё властолюбие, честолюбие, тщеславие, гордыня.

Один и тот же человек не может в одно и то же время принадлежать к разным социальным слоям (напомню, слои не пересекаются): например, он не может принадлежать к "среднему классу" и одновременно "низшему", к "белым воротничкам" и одновременно к "синим воротничкам", быть капиталистом и пролетарием, миллиардером и нищим. Но он в сегодняшних условиях относительно легко может переходить от одного социального слоя к другому, в отличие от прошлых времён, когда человек от рождения был намертво прикреплён к своему социальному слою (сословию) и где случаи вертикального движения (вертикальной социальной мобильности, говоря научным языком социологов) были единичными (вспомним Михаила Ломоносова, сына крестьянина, ставшего академиком, или случаи жалования чина или дворянства за особые заслуги).

Те пути, которые существуют в обществе для поднятия по социальной лестнице, называются социальными лифтами. Чем выше образование, чем лучше воспитание (уровень социализации), чем более редкой профессией вы овладели и чем больше разных компетенций приобрели — знание языков, умение водить автомобиль, играть на музыкальном инструменте, участвовать в коллективной деятельности или уметь организовывать её... — тем выше вероятность переместиться в вышележащий социальный слой. Поэтому к социальным лифтам относят любые образовательные учреждения: детский сад, среднюю школу, вуз, те или иные профессиональные курсы, спортивные секции, художественные, музыкальные, спортивные школы...

Повышать свой уровень компетенций можно не только в процессе учёбы в учебном заведении, но и в процессе осуществления профессиональной деятельности, набирая опыт и двигаясь по карьерной лестнице. Это значит, что любой общественный институт, в котором человек профессионально трудится/служит (производство, орган власти, армия, театр, торговля, религиозное учреждение, образовательное учреждение...) является социальным лифтом. Можно привести примеры социальных лифтов, но нельзя дать из исчерпывающий список. Есть ещё автомастерские, библиотеки, скотобойни, кондитерские фабрики, аэропорты, теплицы, гостиницы... Разве можно всё перечислить?

Любая сфера жизнедеятельности общества является социальным лифтом: образование, культура, здравоохранение, оборона, политика, наука, экономика, религия. Не может быть никакого социального (то есть общественного) лифта вне общества. Одно неотрывно от другого. Никаких иных социальных (общественных) лифтов, отличных от социальных (общественных) институтов, помыслить невозможно. Поэтому глупо выглядят часто раздающиеся призывы, что надо создавать какие-то новые (?!) социальные лифты: Пойди туда, не знаю куда, создай то, не знаю что. Кого, куда и зачем вы хотите ими поднимать?

В некоторых учебниках к социальным лифтам относят "физические и умственные способности человека, внешние данные". Это не правильно. Качества человека — это то, что позволяет пройти на следующий уровень социальной лестницы, но они не суть общественный институт. Здесь проявляется типичная методологическая ошибка метафоризации (певица может сказать: мои связки — это мой социальный лифт; проститутка может сказать: моя сексуальная привлекательность — это мой социальный лифт).

А вот парикмахерскую, салон красоты, кабинет протезирования зубов или клинику пластической хирургии можно назвать социальными лифтами для их клиентов, т. к. во многих областях деятельности они помогают повысить свой статус (например, артистам, моделям, публичным людям).

Очевидно, что социальное продвижение вверх должно осуществляться в соответствии с качествами человека, его компетенциями. Руководителем малого или большого коллектива, производства, организации (оркестра, театра, цеха, фабрики, завода, свинофермы, вуза, госкомпании...), может быть не каждый, а только обладающий нужными качествами. Да и мест вверху меньше, чем внизу, поэтому необходим отбор (собеседование, экзамен, конкурс, выборы, квота), называемый социальным фильтром. (Вполне возможно, что я был первым, кто сказал о социальных фильтрах (2012 г.). Во всяком случае, тогда никаких упоминаний о социальных фильтрах я не нашёл, а сейчас о них говорят, когда рассказывают о вертикальной социальной мобильности.)

Если серьёзно воспринимать либеральные лозунги о равенстве всех людей с самого рождения, то мы видим, что в современном мире это не соответствует действительности.

— Может ли сын член-корреспондента стать академиком?
— Нет, не может: у академика есть свой сын. (Анекдот)

Мы не наблюдаем абсолютного равенства, то есть правильной, корректной работы социальных фильтров (иначе, например, губернаторы и мэры не отправлялись бы иногда в тюрьму). При капитализме положение на социальной лестнице далеко не всегда отражает действительные качества индивида. Номинальное обладание высоким социальным статусом не всегда совпадает с реальными качествами обладателя этого статуса, с его действительной пользой обществу, то есть человек с более подходящими для какой-то высокой должности или рода деятельности качествами может находится ниже на социальной лестнице. Часто известными, богатыми становятся не те, кто этого достоин. Например, блогер может нести чушь, но быть чрезвычайно популярным и "успешным" (Юрий Дудь и др.). Сама капиталистическая система поддерживает тех, кто её поддерживает.

Для социального продвижения вверх важное значение имеет социальное происхождение. Родившийся в семье миллиардера, как минимум, будет миллионером. Сыновья, дочери, племянники высших государственных лиц оказываются на высших постах в Правительстве, крупных компаниях, банках, фондах, а если занимаются собственным бизнесом, то оказываются очень успешными.

Сергей и Валентина Матвиенко. Свободное фото из Интернета
Сергей и Валентина Матвиенко. Свободное фото из Интернета
Сергей и Владимир Кириенко. Фото: compromat.ru
Сергей и Владимир Кириенко. Фото: compromat.ru
Николай и Дмитрий Патрушевы. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС, РИА Новости
Николай и Дмитрий Патрушевы. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС, РИА Новости
Юрий и Игорь Чайка. Свободное фото из Интернета
Юрий и Игорь Чайка. Свободное фото из Интернета
Сергей и Сергей Сергеевич Ивановы. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС, Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Сергей и Сергей Сергеевич Ивановы. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС, Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Эту фотогалерею можно продолжать...

Выгодно заключить брак, завести удачное знакомство, дать взятку, купить должность, стать любовником или любовницей высшего лица — всё это тоже социальные лифты, так как являются общественными институтами, помогающими подняться в социальной иерархии (брак, семья, собственность — общественные институты, доставшиеся нам из прошлого).

Эти лифты нельзя считать честными, потому что они поднимают человека в обход обще- и равнодоступных фильтров.

Многие называют ЕГЭ хорошим социальным лифтом. Действительно, с появлением ЕГЭ выпускники со всей страны получили возможность поступить в самые престижные вузы страны. Но ЕГЭ — это не социальный лифт, а социальный фильтр, как любой другой экзамен.

Нужны не новые лифты (их и так много, они работают, иначе наверху были бы свободные места), а равный доступ к этим лифтам, ликвидация и недопущение создания привилегированных лифтов для денежной элиты, а также хорошо работающие социальные фильтры, чтобы наверх не попадали недостойные люди (нечестные, непрофессиональные, коррупционеры, самодуры, глупцы, властолюбцы). Эти отсеивающие фильтры должны быть на разных этапах — от попадания в 10-й класс средней школы, поступления в вуз, до занятия должности президента страны. Эти фильтры должны быть равнодоступными (как ЕГЭ) и их работа должна быть прозрачной и открытой.

Социальные лифты могут эффективно работать только совместно с социальными фильтрами (повторю: невозможно поднять с одного уровня на другой всех, т. к. пирамида сужается кверху). Примером противного могут служить плохо работающие фильтры ЕГЭ и ОГЭ при окончании школы или 9 классов: нижняя граница сдачи баллов для получения аттестата или перехода в 10-й класс очень низка и практически не происходит отсев. То же с фильтром для поступления в вуз и получения диплома. В итоге среднее и высшее образование как социальный лифт обесцениваются: аттестат перестаёт что-либо значить, люди с дипломом о высшем образовании метут улицы, торгуют на рынке.

Появление платного образования добавило социального неравенства, т. к. у людей с деньгами больше доступа к социальным лифтам.

К социальным лифтам в специальной литературе относят и "смену места жительства". Это также не правильно. Действительно, в большом городе или в столице, больше возможностей для роста, больше разнообразных социальных лифтов, чем в деревне. Но смена места жительства, как и смена вида деятельности, — это не сам социальный лифт, а лишь выбор социального лифта.

Ещё Марксом и Энгельсом были поставлены задачи преодоления при социализме различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. С точки зрения понятий социальных лифтов, социальной структуры общества, это есть установление равенства возможностей, равнодоступности к социальным лифтам, ликвидация самой иерархическо-сословной структуры общества. Технологический прогресс (развитие транспорта, других средств коммуникаций, автоматизация, роботизация, информатизация, увеличение наукоёмкости технологий) постепенно стирает указанные различия.

Диалектика говорит, что ни одно явление нельзя вполне понять, если рассматривать его изолированно, в отрыве от более широкого контекста, без обращения к его развитию и отрицанию. Поэтому, хотя я и сказал в начале, что не буду говорить о будущем, мне пришлось выйти за рамки сегодняшнего дня и употребить слово "социализм".

Понятно, что при власти капитала, всегда будут попытки купить себе привилегию, поэтому установление полного равенства возможно только с ликвидацией капитализма. Это не означает, что нужно сидеть сложа руки. Даже в рамках капитализма нужно бороться за равенство, бесплатное образование, против кумовства, привилегий, элитарности, за честные выборы — это и будет движением к социализму хотя бы в части формирования классового сознания пролетариата.

Альберт Тарасов

Комментариев нет:

Отправить комментарий