четверг, 5 ноября 2020 г.

За патриотизм пора давать в морду



Помню, как в школьном хоре, переполняясь чувствами, пел: "И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!" И это не была слепая (животная), безусловная (ни на чём не основанная), абстрактная (оторванная от конкретики) любовь к своей Родине. В песне есть такие слова: "Жизнь для правды не щади". Именно осознание нашей страны, как строящей самое справедливое и счастливое общество — коммунистическое, желание для всех людей Земли счастья, справедливости, свободы, добра было основой моего "патриотического" чувства. Не за территорию страны с её лесами, полями и реками я переживал, а за дело коммунизма. И соотечественников я любил не потому, что проживаю с ними на одной территории, а потому что это советские люди — сознательные строители коммунизма, а не какие-то там помещики и капиталисты и мелкобуржуазные мещане с эгоистическими интересами (конечно, в этом я в некоторой степени ошибся — иначе советский народ не позволил бы реставрировать капитализм, развалить СССР). 

А сегодня, когда в стране у власти капитал, когда кругом частные заводы, пароходы, — что класть в основу патриотизма, за что бороться, против кого и чего защищать свою страну? И кого, в конце концов, понимать под страной — Путина? Чубайса? Прохорова? Усманова? Защищать своих миллиардеров от ихних — это патриотизм? 

Примирись, батрак, с магнатом, 
Расцелуй его в уста — 
Он даёт тебе зарплату 
И рабочие места. 

Позабудь, батрак, скорее 
Про совковый популизм, 
Нашей общею идеей 
Должен стать патриотизм. 

Только так мы всё осилим, 
Только так наступит рай. 
Ты за Матушку-Россию 
Или против? Выбирай… 

Примирись, батрак, с магнатом 
Во спасение души, 
Назови магната братом. 
И ступай себе, паши… 

Стихотворение - Андрей Шигин 

 


Автор: Игорь Петрыгин-Родионов

Голый, безусловный патриотизм, без какой-либо основы, да ещё возведённый в ранг обязательности (все обязаны быть патриотами своей страны: просто люби и защищай свою страну и не думай) — это издевательство над здравым смыслом. Умный человек стремится любое явление, любую норму объяснить, всему найти и дать основание! Патриотизм без основания превращается в обычное животное чувство защиты своей территории, своего стада, своих "интересов", в том числе методом агрессии. Что не имеет нравственной основы, то безнравственно. (Нравственный принцип: Не причиняй вреда окружающим, они — такие же как ты. А под вредом другим понимай то, что для себя самого считаешь вредом.) Поэтому голый патриотизм безнравственен, он влечёт безнравственные действия. Гитлер тоже был патриотом. 

У нас же патриотизм сам по себе объявили нравственным: считают, что нравственно то, что патриотично, патриотизм равен нравственности. В самом определении патриотизма (см. Википедию) первым словом идёт слово "нравственный". Но нравственный принцип по определению предназначается для регулирования взаимоотношений любых двух или более людей, он универсален. Поэтому если в качестве нравственного принципа вы будете руководствоваться патриотизмом, то получается логический абсурд, потому что патриотизмов существует много, нет одного на всех, универсального патриотизма. 

У американцев, чехов, французов, албанцев, немцев, китайцев и т. д. — у них всех свой патриотизм. Каждый китаец должен быть патриотом Китая, американец — Америки, бразилец — Бразилии и т. д. Теперь представим, что некие две страны А и Б (или два представителя этих стран) оказались в ситуации конфликта. Понятие патриотизма ничуть не помогает нам разрешить вопрос о правоте, о том, кто поступает нравственно, а кто нет. Два патриотизма, А и Б, вступят друг с другом в конфликт. 

Патриотизм разъединяет людей, ведёт к противостояниям, войнам. Для настоящей же нравственности "нет ни эллина, ни иудея", нравственный принцип, повторю, регулирует взаимоотношения любых двух или более людей: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе". Здесь не сказано, кто подразумевается под другими людьми, а значит: все люди равны и к каждому надо относиться в соответствии с его человеческими качествами, а не цветом кожи, национальности, социального происхождения, гражданства. Патриотизм подразумевает исключительность определённой группы людей — граждан одного государства, всех остальных ставя на ступеньку ниже. Свой негодяй для патриотов лучше чужого хорошего человека. Никакого другого смысла патриотизм не имеет. Пытаясь объяснить, что же такое патриотизм, все его защитники и проповедники лишь произносят одни и те же напыщенные, пустые, демагогические слова (поэтому за такой "патриотической" демагогией очень удобно маскироваться проходимцам). 

Принцип исключительности — это античеловеческий принцип, из которого родились фашизм, расизм, нацизм, национализм. Патриотизм — в том же ряду. Странно, что большинство людей до сих пор этого не понимают, не чувствуют всей подлой, негодяйской сущности животного патриотизма. 

Некоторые сторонники и защитники патриотизма говорят, что нет ничего плохого в любви к Родине. Во-первых, критики патриотизма никогда не говорили, что "любить Родину — это плохо". Во-вторых, они путают чувства человека и принцип (предписание) поведения. Любовь к Родине — это любовь к Родине, а не патриотизм, не надо подменять понятия! Абсурдом является объявлять какие-то чувства обязательными (если я не люблю манную кашу, то никакими воспитательными мерами меня нельзя заставить её любить — можно убедить в её полезности и даже необходимости (как в приёме горького лекарства), но не в любви). Патриотизм — это руководящий принцип (норма) социального поведения людей, причём принцип самостоятельный, ни от чего не зависящий. Если мы не основываемся на принципе истины, то что получим? В логике есть закон: Из лжи может следовать всё что угодно, в том числе и истина. Так же и с патриотизмом. Из него, поскольку он не основан на нравственном принципе, может следовать всё что угодно: любая мерзость, но и нравственные поступки тоже. Отсюда вся эта путаница и все эти попытки отделить "истинный, хороший, правильный" патриотизм от "ложного, плохого, неправильного". Да просто надо совсем отбросить это понятие! Раз оно не работает, бесполезно и даже вредно, то зачем оно нужно? Судить о поступках надо не по тому, патриотичны они или нет, а по тому, отвечают ли они принципу нравственности (честности, справедливости). Поступай честно и нравственно — вот и всё. Патриотизм — глупое, вредное, методологически лишнее понятие, которое необходимо отбросить, а каждому, кто начинает о нём говорить — давать в морду. 

Не надо забывать что мы живём в классовом обществе и в государстве власть всегда принадлежит экономически господствующему классу. 

Патриотизм насаждается властью для того, чтобы народ под маской "любви к родине" защищал собственных эксплуататоров от иностранных эксплуататоров и не думал ни в коем случае идти против власти, иначе тебя обвинят в непатриотичности (работе на чужих). А для отдушины для недовольства правящий класс установил демократию — возможность раз в нескольких лет выбрать вместо одного эксплуататора другого (оставив у власти тот же самый класс — возможность перетасовать подсунутую колоду, но ни в коем случае не выкинуть, не заменить другой). 

«Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство». Л. Н. Толстой «Христианство и патриотизм» 

«...патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, — а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами». Л. Н. Толстой «Патриотизм и правительство» 


Патриотизм чужд марксизму. 

Маркс и Энгельс писали в "Манифесте коммунистической партии", что "у пролетариев нет отечества". "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" — это пролетарский интернационализм, но не патриотизм. Можно понять и принять патриотизм только в одном случае — если это патриотизм по отношению к социалистическому государству в окружении капиталистических, то есть это социалистический патриотизм. Не может быть коммунистом человек, который выступает за абстрактный патриотизм, не разделяющий чётко буржуазный патриотизм и социалистический. Если в буржуазном государстве человек, называющий себя коммунистом, марксистом, поддерживает государственный патриотизм — это значит, он работает на буржуазную власть, значит он соглашается с навязываемой пролетариату ролью — быть пешками в империалистических играх. Патриот буржуазного государства, одновременно являющийся марксистом — нонсенс, оксюморон. Или крестик снимите, или трусы наденьте! 

Ленин писал о "защите отечества", особо подчёркивая социалистический его характер. То же писал и говорил Сталин. 

Ленин: «Мы оборонцы с 25 октября 1917 г. Мы за «защиту отечества», но та отечественная война, к которой мы идем, является войной за социалистическое отечество, за социализм, как отечество, за Советскую республику, как отряд всемирной армии социализма». (Ленин В.И. Сочинения, четвертое издание. т. 27, с. 136-137)

Сталин: «В прошлом у нас не было и не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, – у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость». (Сталин И. Сочинения. т. 13. М., 1952, с.39) 

Сталин: «Социалистический строй, порождённый Октябрьской революцией, дал нашему народу и нашей армии великую и непреоборимую силу.[…] Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза». (Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 года. — И. В. Сталин «О Великой Отечественной войне Советского Союза (1941-1945 гг)», 1947 г.) 


 
Гимн птичьего двора из мультфильма «Гадкий утёнок» (реж. Н. Бардин) Музыка: П. И. Чайковский, стихи: Ю. Ким, исп. Хор Турецкого

Альберт Тарасов



Комментариев нет:

Отправить комментарий