воскресенье, 19 февраля 2017 г.

Телега впереди лошади


(в комментариях к: Суть событий 07.11.2014) А. ВЕНЕДИКТОВ: Ценность человека заключается в индивидуальной позиции, а не в толпе.
 ===============

 maximalik: Не совсем согласен. Если индивидуальность позиции есть самоцель и самоценность, то на второй план уходит честность и истинность ("пусть я буду не прав, но зато не с толпой"). Можно заблуждаться индивидуально и можно быть правым вместе с большинством.
Именно честность, стремление к истине есть главная ценность и влечёт часто противостояние толпе, а всё остальное (один я или с большинством) - второстепенно. Индивидуальность позиции не гарантирует ни правоты, ни честности.
Хотя чисто по-человечески может вызывать уважение индивидуальность позиции человека, идущего против мнения большинства, не боящегося толпы, не приспосабливающегося - особенно в тоталитарном обществе. Но не меньшее уважение (если не большее!) вызывает так редко сегодня встречающееся качество человека признавать свою неправоту, свои заблуждения, свои ошибки.

19.02.2017 То же самое постоянно повторяет ведущая "Родительского собрания" Ксения Ларина, у которой самая главная цель воспитания - чтобы ученик  имел личное мнение по любому вопросу и умел его отстаивать. Глупейшая воспитательная задача!
Ученик, как и любой человек вообще, должен отстаивать не "своё мнение", а истину. Именно борьба за истину, против лжи есть главное, чем должен руководствоваться человек; именно отсюда должно рождаться "собственное мнение", а не быть самоцелью.
Мнение ученика важно не тем, что оно личное, а тем, ради чего оно высказывается - ради позы, удовлетворения амбиций или из-за стремления к правде и нетерпимости ко лжи.*

*Отсюда следует казалось бы противоположное отстаиванию своего мнения качество человека - умение слушать другое мнение и признавать свои ошибки. Пока же очень редко можно встретить человека, в результате дискуссии признавшего правоту своего оппонента (мне ни разу с таким случаем встретиться не довелось). Почему то у нас считается доблестью отстаивать своё мнение всеми правдами и неправдами, быть "стойким" и "несгибаемым". Для меня же это самая отвратительная черта в человеке - когда он врёт, знает, что другие знают, что он врёт, и всё равно продолжает врать. Это не доблесть, а упоротость (не путать с упорством). 

Поэтому воспитательная задача не должна представлять собой телегу впереди лошади. С 1-го класса школы нужно вырабатывать представление о ЕДИНСТВЕННОСТИ истины и воспитывать уважение к истине, как одной из главных ценностей человека. На этом этапе разнообразие мнений противопоказано. Нужно, наоборот, давать ученикам образец, эталон, единственно верный ответ на вопрос и учить методологии познания (доказательства, аргументации), чему сейчас не придаётся никакого самостоятельного значения. В противном случае воспитаем шизофреников с плюрализмом мнений в головах, циников, лжецов и пустозвонов. 

3 комментария:

  1. Нашёл свои старые комментарии по теме с форума радиостанции "Орфей"

    15.01.2014
    fm: Альберт, вы мне все же представляетесь человеком довольно догматичным, несмотря на то, что вы вроде бы ратуете за науку, которая "несет в себе передовые позитивные идеи".... парадокс! - правда?)))
    в вашей безоговорочной вере в "науку" и скрывается догматизм.... в этом смысле вы, как педагог, довольно опасная личность.... хотите, верьте - хотите, нет...
    ...
    ...
    __________

    Извините, но я совсем не понял, что вы написали.
    В науку не надо верить. Она просто есть и решает конкретные практические задачи. Не надо ей приписывать несвойственные ей цели. Во всяком случае, я никаких неоправданных надежд на науку не возлагаю, поэтому никакого догматизма у меня нет. Наука и догматизм несовместны.
    Моя задача как педагога - научить детей, что существует истина, и воспитать уважение к истине, понимание её ценности.

    "Прежде чем приказывать, научись повиноваться", - сказал древнегреческий философ Солон.

    Когда я слышу в сто девяносто восьмой раз от либерально настроенной творческой интеллигенции глупейшую мысль, что надо учить детей иметь своё собственное мнение, отстаивать его и пр., то вспоминаю эти слова Солона. Важно не собственное мнение само по себе (а если оно глупое?), а желание узнать истину, доказательно отстоять её. Только поняв, ощутив, осознав ценность истины, ученик и человек вообще, сам, без всяких подталкиваний со стороны, будет эту истину отстаивать, даже когда она не признаётся большинством.
    Перефразирую Солона: Прежде чем учить иметь собственное мнение, надо научить стремлению к истине.
    Что касается моей опасности для детей, успокойтесь, я уже несколько лет не работаю по специальности. Но и когда работал, никакого догматизма и религиозного поклонения науке в детях не воспитывал. Наоборот, всегда говорил о трудностях, нерешённых вопросах, показывал связь науки и искусства, затрагивал философские вопросы.

    ОтветитьУдалить
  2. 16.01.2014
    Александр Барков: Нужное дело. Как альтернатива, можно не иметь своё мнение, и принимать за чистую монету всё, что выдумали сурьёзные дядя из ЕР и их предводители и радоваться жизни. В особенности, искать всяческие духовные скрепы.
    ___________

    С этим я согласен, конечно. Но мы о разном говорим.
    Если я выступаю против самоцели "иметь всегда собственное мнение", то это не означает, что я за отсутствие собственного мнения вообще и слепую веру чужому дяде. Я не делаю такой альтернативы. Рациональное мышление - это критическое мышление, ищущее истину, поэтому оно обязательно есть самостоятельное мышление. Просто, когда на первый план выдвигается цель "иметь собственное мнение", то получается абсурд. Для чего это собственное мнение? Просто чтобы было? Себя показать? Нет, оно лишь следствие самостоятельного критического мышления в поисках истины. Об этом же забывается, что делать никак нельзя, иначе получается топтание на месте, пойди туда-не знаю куда.

    Почему я об этом заговорил? Потому что в последнее время фетиш собственного мнения особенно стал распространённым (и вредным). Например, в дискуссиях никто ни с кем не соглашается, все отстаивают собственное мнение, а если кто-то аргументированно доказывает неправоту оппонента, то тот возражает: но это моё мнение! Имею право. Все мнения равны!

    Вот и получается, что никакого согласия, никакого результата, воз и ныне там. Но с точки зрения логики не могут все мнения, включая противоположные, быть равными. В этом отличие научно-рационального и чувственно-художественного мышления. Математика везде одинакова. Религий целая куча.

    Когда я пришёл работать в школу в 90-х годах, то тогда появилась такая новая воспитательная цель, на которую сильно напирали: развитие чувства собственного достоинства, индивидуальность, личное мнение и т.п. Видимо, в противовес бывшему в советское время воспитанию коллективизма, "быть винтиком", "я - последняя буква в алфавите"...
    Иногда включаю телевизор и стал замечать, что часто произносится слово "гордость", особенно молодыми людьми. Все поголовно чем-то гордятся (научился танцевать, выучил иностранный язык, занял первое место в беге; гордятся страной, фамилией, родителями, национальностью, работой, машиной...). Мне кажется, это следствие того самого поворота в целях воспитания. При этом никто не понимает, что гордость - это глупое и постыдное чувство. Заявлять о себе, что я чем-то горжусь - это всенародно признаваться в своей тупости и безнравственности. Можно знать себе цену и молчать (пусть другие говорят), но кричать всем о том, какой я хороший (подразумевается: по сравнению со всеми остальными) - это неприлично по меньшей мере. Однажды у Жванецкого, к моему удивлению и удовольствию, услышал то же самое мнение о гордости.

    ОтветитьУдалить
  3. См. также http://no.fiziks.org.ua/inakomyslie-i-inakochuvstvovanie

    ОтветитьУдалить